Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Специалисты Детский сад "Чебурашка"


Как разговорить ребенка?

           В настоящее время отмечается увеличение количества детей 2- 4 лет, у которых отсутствует речь.Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с задержкой речевого развития, алалией, дизартрией, аутизмом, ДЦП, интеллектуальной недостаточностью.
           Для всех этих детей характерно отсутствие мотивации к общению, несформированность коммуникативной функции речи, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности, повышенная эмоциональная истощаемость.                Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Работа  по развитию речи - это долгий и кропотливый труд. Ведущая цель- это создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением устной речи.
Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам.
         В своей работе с такими детьми в первую очередь работаю над эмоциональной стимуляцией, стараюсь обеспечить  комфортную обстановку и добиться с ребенком  эмоционального контакта. Нужную атмосферу создаю с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр с водой, песком, так же использую бассейны с сыпучими веществами.
          На занятиях говорю с детьми медленно, простыми короткими словами, обязательно комментирую то, что делаем. Каждый словесный материал повторяю многократно и побуждаю ребенка к повторению.  Постоянно создаю новые, интересные ситуации, в которых бы ребенок испытывал необходимость использовать язык и обязательно связываю работу над речью с предметно – практической деятельностью ребенка. 
         Всю коррекционную работу я строю с ребенком на игровой деятельности. Обязательно использую игры и упражнения для активизации всех высших психических функций,на регулирование мышечного тонуса, на формирование структуры речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно - побудительного до исполнительного).          
                                          Проводимые с ребенком игры всегда предполагают произнесение каких – либо звуков или звукоподражаний:
Игра «Выжимаем губки».    На столе стоят  две тарелки, в одной из них вода. Ребенок берет губку, опускает ее в воду и выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».                                                                     
Игра «Обертки».Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названию предметов.                                                      
Игра «Волшебные коробочки». На глазах ребёнка взрослый прячет в одну из коробочек маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какую коробочку спрятан предмет, достать его и произнести «Вот», «Тут»  или  назвать.                                
Игра «Мыльные пузыри».      Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением: «п» («Оп»).                                                                Игра «Разложи камешки (бусинки)». Ребенок при помощи ложечки или щипчиков берет по одному камешку (бусинке) и раскладывает в ячейки,при попадании проговаривает «оп».                                        
Игра «Попади в ведерко».         Ребенку предлагается перебросить камешки в ведерко (баночку). При попадании со звуком падающего камешка ребенок произностит«бух».                                                             
Игра «Поймай рыбку».       Ребенок опускает рыбок в «бассейн», проговаривая «буль». Затем ловит рыбок удочкой, дает взрослому, проговаривая«на».                                    
      Игра «Сухой бассейн».Взрослый предлагает ребенку найти игрушки в бассейне с сыпучим веществом. Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается найти игрушку и назвать её.                                                                    
Игра «Сюрприз».       Ребенок открывает яйца – сюрпризы, проговаривая «ух» или  называет.                                                      
Игра «Кто, кто по дорожке идет».Ребенок рисует на песке дорожку или выкладывает из камешков. Далее проводит по дорожке животное и произносит звукоподражание.               
Игра «Топ – топ – пальчики идут». Ребенок с помощью взрослого делает дорожку из пластилина, затем идет пальчиками по дорожке, оставляя следы и проговаривая «топ–топ-топ».                                             
Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».
 
           Считаю важным - стимулировать  в ребенке желание говорить, а потому часто  хвалю ребенка,  и  вместе с ним радуюсь любому произнесенному звуку, слову.              
Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем больше шансов у него вырасти полноценным членом общества. В дошкольном периоде отклонения в развитии проще скорректировать, нежели в старшем возрасте, поскольку игра стимулирует познавательную активность и способствует развитию всех центров головного мозга гораздо лучше, чем любой другой вид деятельности.

 20181030_114220.jpg     20181030_132424.jpg    20181030_130920.jpg


                                    Материал подготовила Татьяна Викторовна Корженюк, учитель - логопед высшей квалификационной категории  13.06.2019




Развитие фонематического слуха у ребенка  старшего дошкольного возраста


Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?
1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).
2. Наруш
ена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов). 
3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков. 

Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:
1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. 

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.
2.  Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».
3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
- Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.  
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.   
На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяю следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:
«Назови первый гласный звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).
«Сложи звуки»
Взрослый произносит  слог или слово  по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос». 

«Определи первый гласный звук»  
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Повтори искажи наоборот» 
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке  (а.у,и – и.у,а).
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
«Назови слова на звук …»
-Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
-Взрослый показывает детям картинки и называет их,     
пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
«Поймай звук»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по к
оленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Подскажи последний звук»
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Весёлое название»
Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:                             
Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

              Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.  

Материал предоставила Корженюк Татьяна Викторовна, учитель - логопед первой кв. категории       15.10.2018 

С бизибордами играем – речь ребенка развиваем!

     Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного контента для детей – все эти факторы существенно влияют на развитие детей, и не в лучшую сторону.

     Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультфильмами.

     Логопеды бьют тревогу – число детей с речевыми патологиями постоянно растет. Чтобы уменьшить влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики.

     Сегодня актуальными, как никогда, стали бизиборды – это развивающие игровые доски для детей, созданные по методике Монтессори. На них закреплены различные игрушки и мелкие детали: шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, мягкие мешочки и многое другое. Эти игры вызывают у детей большой интерес и активно способствуют развитию моторики, координации движений, логики, воображения, памяти и конечное же, речи.

      На своих логопедических занятиях  я использую бизиборды для активизации речевой деятельности детей,  начиная с младшего дошкольного возраста. Играя с детьми пальчиками, одновременно учу их проговаривать звукоподражания, называть предметы и действия с ними, тем самым расширяется словарный запас, формируется слоговая структура слова.  Проговаривание чистоговорок и рифмовок в этих играх улучшают звукопроизношение, делают речь четкой и внятной. Яркие, красочные бизиборды с сюжетной тематикой помогают формировать грамматический строй речи и связную речь. Дети составляют предложения, придумывают короткие сказки и рассказы.

     В домашних условиях можно изготовить бизиборд своими руками - это невероятно полезная игра будет интересна как для мальчика, так и для девочки.  Наполнение такой доски может быть совершенно произвольным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у крохи интерес и не причинит ему вреда. С появлением бизиборда, сделанного своими руками, ребенок обретет замечательную и полезную вещь, которая займет его на долгое время. А у родителей непременно возникнут свободные минутки для домашних дел.

     Бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, которую я использую для развития речи и восприятия мира ребенком. Это действительно полезная вещь, которая поможет и в домашних условиях малышу развиваться своевременно и полноценно.


 фото 2.jpg        фото 1.jpg         фото 3.jpg   

                                                    Материал предоставила  Корженюк Татьяна Викторовна,  учитель – логопед первой квалификационной категории  02.10.2018