Консультация "Как устроить кукольный театр дома?"
Вопреки всем известному выражению, домашний кукольный театр начинается с разрешения детям пошалить. Это так здорово, когда в семье царит атмосфера творчества! Часто у взрослых только с появлением собственных детей проявляются такие таланты, о которых они раньше и не подозревали. Например, родители открывают в себе способности актера, певца, кукловода. А еще – портного, способного сшить за каких-то час-полтора практически без выкроек симпатичных петушков, колобков, мышек, кошек и других сказочных существ, с которыми детям очень нравится делать постановки в домашнем кукольном театре.
Сцена и декорации своими руками за 5 минут.
Сюжет для постановки выбрать просто. На первых порах, это может быть любимая сказка малыша, скажем, про репку или про золотую рыбку, далее в зависимости от имеющихся персонажей театрализацию можно будет усложнять.
Нужно рассказать ребенку (если он еще не знает), что кукольный театр – это такое зрелище, в котором люди-кукловоды управляют за ширмой актерами-куклами. Ширму можно купить в магазине. Но сделать ее самим из подручных средств еще проще.
Вариантов много, например, можно поступить так:
- натянуть веревку в широком дверном проеме и повесить на ней непрозрачную ткань. То же удобно проделать в комнате, закрепив веревку в двух противоположных углах помещения (если оно просторное);
- поставить в ряд 2-3 стула (сиденьями в сторону зрительного зала), гладильную доску или небольшой столик, тоже покрыв их тканью или простынкой;
- соорудить ширму из большой упаковочной коробки для мебели или бытовой техники.
Декорации (солнышко, облака, домики, тропинки, деревья, цветы) можно вырезать из цветного картона или подобрать готовые рисунки у детей в альбоме, а потом наклеить их на ширму. Подойдут также живые веточки и цветы, принесенные с прогулки в качестве букета или гербария.
Чем полезен для детей кукольный театр?
Кукольный театр несет огромный позитив и для детей, и для взрослых, то есть для всей семьи.
Во-первых, это возможность хорошо провести время вместе с детьми, лучше узнать детскую психологию. Ведь общая цель сближает!
Родители во время репетиций показывают малышам, как работать в команде и действовать по обстоятельствам.
Например, если в спектакле кто-то забывает слова, ему нужно помочь – подсказать роль или подменить на время.
Во-вторых, у ребенка во время участия в кукольных представлениях происходит активное развитие речи и эмоций.
Спектакли способствуют развитию памяти, постановке правильной речи, декламации. Теперь точно никто из родственников или детских врачей не будет упрекать вас, что малыш невнятно говорит!
В-третьих, как раньше было сказано, кукольный театр – это один из способов заняться рукоделием вместе с детьми, развивать эстетический вкус, фантазировать и практиковать свои умения в пошиве самодельных кукол и костюмов.
В-четвертых, в вашем доме не будет места для скуки. Ведь на спектакли можно приглашать бабушек и дедушек, соседей, друзей ребенка из садика и пр.
Итак, из чего же сделать атрибуты для театра дома? Это очень просто, не затратно и, самое главное, очень интересно для ребят.
Мы предлагаем вам несколько вариантов:
1. Театр на стаканчиках из-под йогурта и пластиковых стаканчиках
В доме всегда имеются одноразовые стаканчики и оставшиеся из-под творожка или йогурта емкости. Они подходят в качестве подставочек для ваших героев. Также можно использовать одноразовые стаканчики. Для самих героев всего-то и нужно распечатать, и выстричь вместе с детьми персонажей для выбранной сказки, затем на двусторонний скотч прикрепить к стаканчикам и театр на столе готов!
2. Театр на одноразовых ложках
Второй вариант будет немного посложнее, но не пугайтесь, зато он и интереснее.
Нам понадобятся одноразовые ложки, фломастеры, толстые нитки, кусочки различной ткани и ножницы с клеем. Все что необходимо сделать- это разрисовать мордашки животных или др. персонажей на ложках, приклеить гриву или волосы из ниток, обмотать лоскутком ткани, сделав попону или платье и наши герои готовы к театрализации. Для этого способа лучше иметь ширму, тогда театр будет как настоящий!
3. Театр на DVD Дисках
Итак, вам понадобятся: СД диск, палочка от мороженого, цветная самоклеящаяся бумага, заготовки из цветного картона
Процесс создания:
1. К диску на двусторонний скотч приклеиваем палочку от мороженого (это «держалка», за которую крепится кукла);
2. создаем образ нужного нам персонажа приклеивая на диск заготовки из цветного картона по каждому персонажу;
Хочу также акцентировать внимание на том, что главное преимущество данного настольного театра - в хранении. При отсутствии желания играть – просто складываем внутрь, в коробку всех актеров и накрываем крышкой! Ничего не теряется, не пылится и не портится
Развивайте речь, образное и логическое мышление, моторику ручек. Пополняйте словарный запас и пойте песни. Устраивайте настоящие постановки!
Материал подготовила Валентина Сергеевна Исаева, воспитатель 08.04.2022
Консультация для родителей
«Играйте с детьми»
Игра – очень важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми, игра формирует личность ребенка в целом!
Наверно, родители не раз замечали, как ребенок им подражает (готовит еду, наводит порядок и т.д.), таким образом дети закрепляют накопленный опыт поведения, формы взаимоотношений с окружающим миром.
Однако без помощи со стороны взрослых, дети, даже старшего дошкольного возраста, не всегда умеют играть. Кто-то из деток плохо владеет умениями применять имеющие знания, не умеет фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Поэтому, совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Поверьте, играя со своим ребенком, Вы подарите малышу и себе много приятных минут и хорошее настроение!
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, позволяющих Вам, родителям и другим членам семьи, организовать интересное общение с ребенком, помогут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи и творческих способностей Вашего ребенка!
1. «Театр дома». Выберите сказку, которая нравится малышу. Распределите роли и устройте театральное представление. Детям очень нравится примерять роли любимых персонажей, поэтому запомнить сценарий будет несложно. Такое занятие научит ребёнка не только запоминать и пересказывать текст, но и сделает речь выразительной. (Обучает пересказу)
2. «Геометрические фигуры». Игра с ребенком 5 лет направлена на развитие знаний геометрических фигур, которые можно вырезать из картона. Взрослый называет фигуру, а ребёнок выбирает её среди остальных фигурок. По итогу игры постройте вместе домик или любую другую фигуру.
3. «Подбери рифму». Взрослый называет слово, а ребёнок придумывает рифмы. Запишите все рифмы и сочините стихотворение вместе с малышом. Игра позволяет пополнить словарный запас и развивает литературное творчество.
4. «Подбери слово». Ведущий бросает мяч и называет какую-либо часть речи (существительное, глагол). Участники подбирают слово, подходящее по смыслу. Например, «мяч» -«скачет», «красивая»-«кукла».
5. Викторины, для которых нужно составить вопросы и подготовить призы для правильных ответов. Для 5-летнего ребёнка подберите вопросы на темы сказок («Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?»), природы («Когда солнце садится – это называется…?»), времён года («Какое время года наступает после весны?»). Детям 6 лет предложите ответить на вопросы по темам: дни недели («Какой день недели следует за четвергом?»), предметы быта («Какое устройство помогает считать цифры?»), социальный мир («Как называют людей, у которых свадьба?»).
6. «Лилипуты-великаны». Когда взрослый говорит «лилипуты», дети приседают как можно ниже к земле. Услышав слово «великаны», поднимаются вверх на носочки и тянут руки высоко вверх. Усложните задачу и намеренно путайте ребёнка, называя слово и показывая неправильное движение. Игра в быстром темпе нацелит малыша быть более внимательным и сосредоточенным, а также укрепит мышцы ног.
Советы для родителей
Обговорите правила, перед тем, как начнёте играть в игры.
Чтобы избежать травм во время подвижных игр, проведите инструктаж и осмотрите место для игры на предмет безопасности.
Игры с детьми лет формируют модели поведения, поэтому выбирайте полезные варианты.
Используйте любую возможность развития ребёнка: дома, на прогулке, в развивающих кружках.
Искренне радуйтесь победам малыша и не заостряйте внимание на неудачах. Родительская поддержка важна для развития ребёнка.
Материал подготовила Валентина Сергеевна Исаева, воспитатель 31.03.2022
Как разговорить ребенка?
В настоящее время отмечается увеличение количества детей 2- 4 лет, у которых отсутствует речь.Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с задержкой речевого развития, алалией, дизартрией, аутизмом, ДЦП, интеллектуальной недостаточностью.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:
1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
- Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяю следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:
«Назови первый гласный звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).
«Сложи звуки»
Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос».
«Определи первый гласный звук»
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Повтори искажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
«Назови слова на звук …»
-Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
-Взрослый показывает детям картинки и называет их,
пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
«Поймай звук»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по к
оленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Подскажи последний звук»
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Весёлое название»
Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.
Материал предоставила Корженюк Татьяна Викторовна, учитель - логопед первой кв. категории 15.10.2018
Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного контента для детей – все эти факторы существенно влияют на развитие детей, и не в лучшую сторону.
Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультфильмами.
Логопеды бьют тревогу – число детей с речевыми патологиями постоянно растет. Чтобы уменьшить влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики.
Сегодня актуальными, как никогда, стали бизиборды – это развивающие игровые доски для детей, созданные по методике Монтессори. На них закреплены различные игрушки и мелкие детали: шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, мягкие мешочки и многое другое. Эти игры вызывают у детей большой интерес и активно способствуют развитию моторики, координации движений, логики, воображения, памяти и конечное же, речи.
На своих логопедических занятиях я использую бизиборды для активизации речевой деятельности детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Играя с детьми пальчиками, одновременно учу их проговаривать звукоподражания, называть предметы и действия с ними, тем самым расширяется словарный запас, формируется слоговая структура слова. Проговаривание чистоговорок и рифмовок в этих играх улучшают звукопроизношение, делают речь четкой и внятной. Яркие, красочные бизиборды с сюжетной тематикой помогают формировать грамматический строй речи и связную речь. Дети составляют предложения, придумывают короткие сказки и рассказы.
В домашних условиях можно изготовить бизиборд своими руками - это невероятно полезная игра будет интересна как для мальчика, так и для девочки. Наполнение такой доски может быть совершенно произвольным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у крохи интерес и не причинит ему вреда. С появлением бизиборда, сделанного своими руками, ребенок обретет замечательную и полезную вещь, которая займет его на долгое время. А у родителей непременно возникнут свободные минутки для домашних дел.
Бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, которую я использую для развития речи и восприятия мира ребенком. Это действительно полезная вещь, которая поможет и в домашних условиях малышу развиваться своевременно и полноценно.
Материал предоставила Корженюк Татьяна Викторовна, учитель – логопед первой квалификационной категории 02.10.2018