Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Специалисты Детский сад "Чебурашка"


                              Консультация для родителей «Воспитание без наказаний»

В некоторых семьях наказание самый популярный метод воспитания. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом.
Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.
Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.
Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, - потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.
Основной минус наказания как практики изменения поведения очень простой: оно не учит о том, что надо делать. Оно может эффективно остановить какое-то неправильное поведение, но не научит тому, что и как надо делать в подобной ситуации в следующий раз.
Постепенно ребенок привыкает к наказаниям, реакция взрослого уже не производит на него такого впечатления, как раньше, и останавливает его на меньшее время. Родитель усиливает интенсивность наказания: если раньше он только кричал, то теперь кричит и трясет. А потом еще и толкает. А через какое-то время добавляет подзатыльник. Потом два. Потом шлепает по попе... потом берет ремень, потом...
То, что вначале казалось выходом и решением проблемы, становится ловушкой: «Что-то же надо делать, нельзя, чтобы ему все сходило с рук!» Здесь важно остановиться и подумать: если раз за разом приходится прибегать к одному и тому же методу раз за разом приходится делать одно и то же без очевидного и долгосрочного эффекта – может инструмент, к которому приходится прибегать, не так-то и хорош?
Однако, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании детей.
Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда ребенку. Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем. Поэтому выбирая способ наказания ребенка нужно следовать таким правилам:
1. Не наказывайте ребенка сгоряча
Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.
2. Наказывайте ребенка любя
Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если ребенок чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.
3. Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание
То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.
4. Наказывать нужно не ребенка, а его проступок
Например, ударил другого ребенка. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.
5. При наказании необходимо четко определить временной интервал
Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.
6. После наказания обязательно должно быть примирение.
После любого наказания обязательно обговорите, за что, почему наказан ребёнок, а потом – всегда приласкайте и покажите ему, что он желанный и любимый. 

                                                                                                 Материал подготовила Сидорченко Любовь Эрнстовна, воспитатель 05.09.2019



Как разговорить ребенка?

           В настоящее время отмечается увеличение количества детей 2- 4 лет, у которых отсутствует речь.Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с задержкой речевого развития, алалией, дизартрией, аутизмом, ДЦП, интеллектуальной недостаточностью.
           Для всех этих детей характерно отсутствие мотивации к общению, несформированность коммуникативной функции речи, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности, повышенная эмоциональная истощаемость.                Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Работа  по развитию речи - это долгий и кропотливый труд. Ведущая цель- это создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением устной речи.
Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам.
         В своей работе с такими детьми в первую очередь работаю над эмоциональной стимуляцией, стараюсь обеспечить  комфортную обстановку и добиться с ребенком  эмоционального контакта. Нужную атмосферу создаю с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр с водой, песком, так же использую бассейны с сыпучими веществами.
          На занятиях говорю с детьми медленно, простыми короткими словами, обязательно комментирую то, что делаем. Каждый словесный материал повторяю многократно и побуждаю ребенка к повторению.  Постоянно создаю новые, интересные ситуации, в которых бы ребенок испытывал необходимость использовать язык и обязательно связываю работу над речью с предметно – практической деятельностью ребенка. 
         Всю коррекционную работу я строю с ребенком на игровой деятельности. Обязательно использую игры и упражнения для активизации всех высших психических функций,на регулирование мышечного тонуса, на формирование структуры речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно - побудительного до исполнительного).          
                                          Проводимые с ребенком игры всегда предполагают произнесение каких – либо звуков или звукоподражаний:
Игра «Выжимаем губки».    На столе стоят  две тарелки, в одной из них вода. Ребенок берет губку, опускает ее в воду и выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».                                                                     
Игра «Обертки».Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названию предметов.                                                      
Игра «Волшебные коробочки». На глазах ребёнка взрослый прячет в одну из коробочек маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какую коробочку спрятан предмет, достать его и произнести «Вот», «Тут»  или  назвать.                                
Игра «Мыльные пузыри».      Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением: «п» («Оп»).                                                                Игра «Разложи камешки (бусинки)». Ребенок при помощи ложечки или щипчиков берет по одному камешку (бусинке) и раскладывает в ячейки,при попадании проговаривает «оп».                                        
Игра «Попади в ведерко».         Ребенку предлагается перебросить камешки в ведерко (баночку). При попадании со звуком падающего камешка ребенок произностит«бух».                                                             
Игра «Поймай рыбку».       Ребенок опускает рыбок в «бассейн», проговаривая «буль». Затем ловит рыбок удочкой, дает взрослому, проговаривая«на».                                    
      Игра «Сухой бассейн».Взрослый предлагает ребенку найти игрушки в бассейне с сыпучим веществом. Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается найти игрушку и назвать её.                                                                    
Игра «Сюрприз».       Ребенок открывает яйца – сюрпризы, проговаривая «ух» или  называет.                                                      
Игра «Кто, кто по дорожке идет».Ребенок рисует на песке дорожку или выкладывает из камешков. Далее проводит по дорожке животное и произносит звукоподражание.               
Игра «Топ – топ – пальчики идут». Ребенок с помощью взрослого делает дорожку из пластилина, затем идет пальчиками по дорожке, оставляя следы и проговаривая «топ–топ-топ».                                             
Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

           Считаю важным - стимулировать  в ребенке желание говорить, а потому часто  хвалю ребенка,  и  вместе с ним радуюсь любому произнесенному звуку, слову.              
Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем больше шансов у него вырасти полноценным членом общества. В дошкольном периоде отклонения в развитии проще скорректировать, нежели в старшем возрасте, поскольку игра стимулирует познавательную активность и способствует развитию всех центров головного мозга гораздо лучше, чем любой другой вид деятельности.

 20181030_114220.jpg     20181030_132424.jpg    20181030_130920.jpg


                                    Материал подготовила Татьяна Викторовна Корженюк, учитель - логопед высшей квалификационной категории  13.06.2019




Развитие фонематического слуха у ребенка  старшего дошкольного возраста


Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?
1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).
2. Наруш
ена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов). 
3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков. 

Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:
1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. 

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.
2.  Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».
3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
- Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук. 
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.   
На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяю следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:
«Назови первый гласный звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).
«Сложи звуки»
Взрослый произносит  слог или слово  по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос». 

«Определи первый гласный звук»  
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Повтори искажи наоборот» 
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке  (а.у,и – и.у,а).
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
«Назови слова на звук …»
-Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
-Взрослый показывает детям картинки и называет их,     
пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
«Поймай звук»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по к
оленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Подскажи последний звук»
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Весёлое название»
Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:                             
Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

              Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. 

Материал предоставила Корженюк Татьяна Викторовна, учитель - логопед первой кв. категории       15.10.2018 

С бизибордами играем – речь ребенка развиваем!

     Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного контента для детей – все эти факторы существенно влияют на развитие детей, и не в лучшую сторону.

     Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультфильмами.

     Логопеды бьют тревогу – число детей с речевыми патологиями постоянно растет. Чтобы уменьшить влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики.

     Сегодня актуальными, как никогда, стали бизиборды – это развивающие игровые доски для детей, созданные по методике Монтессори. На них закреплены различные игрушки и мелкие детали: шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, мягкие мешочки и многое другое. Эти игры вызывают у детей большой интерес и активно способствуют развитию моторики, координации движений, логики, воображения, памяти и конечное же, речи.

      На своих логопедических занятиях  я использую бизиборды для активизации речевой деятельности детей,  начиная с младшего дошкольного возраста. Играя с детьми пальчиками, одновременно учу их проговаривать звукоподражания, называть предметы и действия с ними, тем самым расширяется словарный запас, формируется слоговая структура слова.  Проговаривание чистоговорок и рифмовок в этих играх улучшают звукопроизношение, делают речь четкой и внятной. Яркие, красочные бизиборды с сюжетной тематикой помогают формировать грамматический строй речи и связную речь. Дети составляют предложения, придумывают короткие сказки и рассказы.

     В домашних условиях можно изготовить бизиборд своими руками - это невероятно полезная игра будет интересна как для мальчика, так и для девочки.  Наполнение такой доски может быть совершенно произвольным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у крохи интерес и не причинит ему вреда. С появлением бизиборда, сделанного своими руками, ребенок обретет замечательную и полезную вещь, которая займет его на долгое время. А у родителей непременно возникнут свободные минутки для домашних дел.

     Бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, которую я использую для развития речи и восприятия мира ребенком. Это действительно полезная вещь, которая поможет и в домашних условиях малышу развиваться своевременно и полноценно.


 фото 2.jpg        фото 1.jpg         фото 3.jpg   

                                                    Материал предоставила  Корженюк Татьяна Викторовна,  учитель – логопед первой квалификационной категории  02.10.2018